Когда говорят о богатстве и богатых людях, кого обычно представляют и подразумевают? Если спросить людей на улице, то им на ум обычно приходят либо люди из списка Форбс, вроде Билла Гейтса, либо кто-то из известных медийных персон — актеры, поп-звезды и т.д.
Отчасти, это правильный подход: успешность, известность и богатство обычно стоят рядом друг с другом. Проблема заключается в том, сами по себе цифры, в которых выражается оценка активов, значат довольно мало. Можно вспомнить довольно много историй, когда крупный в недавнем прошлом бизнесмен оказывается по уши в долгах и на дне общества. Аналогично, куча примеров того, как в один момент звезды, потерявшие популярность, полностью исчезают из вида, распродают все свои особняки, дорогие машины и скатываются на самое дно.
Меня всегда интересовал один интересный феномен: уборщица в офисе может зарабатывать копейки по сравнению с, например, менеджером среднего звена в том же офисе. Но она спокойно живет, кушает, опрятно одевается и время от времени можно заметить обновления гаджетов, которыми она пользуется. Тот же менеджер, который зарабатывает иногда в 5-10 раз больше уборщицы, начинает ныть, когда ему задержали зарплату на пару дней, а через неделю задержки он уже обзванивает всех знакомых, чтобы «занять немного денег до получки».
Этот феномен очень тесно связан с тем, как быстро крутой бизнесмен может стать банкротом. Объясняется он очень просто: с ростом доходов растут и расходы. Иногда даже опережающими темпами.
Иногда это связано просто с непропорционально растущими аппетитами человека. Иногда проблема заключается в плохом планировании: люди часто забывают, что мало купить дорогую «игрушку», на ее обслуживание тоже придется тратить намного больше средств, чем раньше. И неважно, что именно это за игрушка: крутая машина, недвижимость в Испании или офис в Москва-сити с секретаршей и личной охраной.
Мораль проста: даже если нельзя в полной мере назвать богатым человеком того, у кого доходы всегда превышают расходы, но без такого баланса богатым не стать. Всегда будут кризисы, неожиданно «выстрелившие» конкуренты, скачки курсов валют и так далее. Без планирования и последующего контроля расходов фирма не получит долгосрочного развития. Все уже неоднократно слышали о том, что до 95% проектов разоряются в течение первого года работы. Избежать этого можно только благодаря постоянной работы с финансами и пониманию денежных потоков в своем бизнесе.
На основе долгосрочной финансовой модели строится годовой план фирмы. Он, в свою очередь, ежемесячно уточняется, делаются месячные планы. Из месячных планов строятся платежные календари. Это не гарантия бурного роста бизнеса, но только так можно избежать критических финансовых ошибок, из-за которых придется начинать все с самого начала или даже несколько лет после провала выплачивать кредиты, взятые на старт бизнеса.
Планируйте и достигайте запланированные результаты, а мы вам в этом поможем.