Конечно же, нет! Хотя многие начинающие предприниматели, да и вообще нефинансисты, очень часто ошибаются, путают эти понятия, что приводит, во-первых, к недопониманию в общении, а во-вторых, к неверному восприятию своего бизнеса вообще. Поэтому давайте разберемся в теме раз и навсегда.
Продажи
Продажи — это, в общем, самое узкое понятие из всех, означающих приток денег в фирму. В основном, под продажами понимают именно продажу товаров и услуг, являющуюся основной деятельностью данного конкретного предприятия. Но под продажами можно также понимать и реализацию долгосрочных активов (например, продажу зданий или оборудования).
У этого термина есть несколько синонимов, например:
- продажи, объем продаж (это все, что мы продаем, причем, может быть как продажей товаров и услуг от основной деятельности, так и долгосрочных активов, например, зданий или оборудования);
- сбыт (синоним продаж, использовавшийся во времена СССР – в целом, это то же самое, что и продажа);
- реализация (это синоним продаж и сбыта, но, в основном, использующийся по отношению к рознице. Т.е. реализация – это продажа товаров и услуг в розницу);
- оборот;
- выручка от основной и инвестиционной деятельности (т.е. деньги, вырученные от продаж по основной и инвестиционной деятельности).
Обратите внимание на последний пункт: продажи – это только часть выручки.
Выручка
Выручка — это более обширный термин по сравнению с продажами, хотя довольно часто их отождествляют. В целом, в большинстве случаев выручка компании действительно равна объему продаж, но это не всегда так.
Дело в том, что выручка включает, кроме, собственно, продаж, еще такие виды поступлений:
- общая стоимость полученных денежных подарков у благотворительной организации;
- выручка от финансовой деятельности (например, размещение собственных акций и облигаций предприятия среди инвесторов).
Выручка может быть валовой и чистой. Валовая выручка – это просто общая сумма денег, которая поступает в фирму за продажу товара или услуги. Чистая выручка – это валовая выручка, уменьшенная на величину акцизов и налогов, включаемых в цену товара, например, НДС. Таким образом, самый распространенный пример:
ЧИСТАЯ ВЫРУЧКА = ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА – НДС.
Именно чистая выручка попадает в бухгалтерский отчет о прибылях и убытках.
Доход
Идем далее. Выручка является одним из доходов фирмы, т.е. доход – это еще более общее понятие.
Фирма может получить доход не только от выручки, но и в других случаях:
- если на счету или в кассе организации был остаток иностранной валюты, курс которой вырос, то организация получает внереализационный доход;
- аналогично, если фирмой были приобретены ценные бумаги, например, акции или облигации, которые выросли в цене или по которым были выплачены дивиденды или купоны, то фирма получила доход, хотя выручки не было;
- в общем случае, любая переоценка имущества предприятия в большую сторону приводит к получению дохода;
- штрафы и пени, выставленные контрагентам (например, за нарушение условий договора) – это тоже доход;
- иные доходы, не связанные с постоянной деятельностью фирмы (страховые возмещения, проценты по предоставленным займам другим организациям и доходы от размещенных в банке депозитов и т.д.).
Ну и, собственно, самое главное, что Вы должны запомнить навсегда:
ПРИБЫЛЬ = ДОХОДЫ — РАСХОДЫ
Только так и никак иначе. Прибыль может быть равна доходу или выручке в том и только в том случае, если расходы равны нулю, чего не бывает в природе (даже если формально на бумаге это так, то, значит, есть какие-то либо неучтенные, либо отложенные расходы).
Именно поэтому важно не только и не столько постоянно думать о росте выручки и продаж, сколько заботиться о контроле над расходами: ведь если расходы растут опережающими темпами, никакой рост доходов не спасет. И, наоборот, если расходы снизить, то прибыль вырастет даже при прежнем уровне продаж.