Финансовые планы организации

Подход к планированию деятельности любого предприятия и фирмы должен быть системным. Но, к сожалению, у большинства начинающих (а иногда даже и в крупном бизнесе!) предпринимателей финансовые планы либо делаются разрозненно, либо не составляются вовсе. В тех случаях, когда хоть какое-то планирование финансово-хозяйственной деятельности есть, оно ведется несистемно, формы планов отличаются от форм учета и отчетности, анализ часто вообще не производится, плюс в компании никто не понимает, как строятся финансовые планы в фирме и для чего это делается.

Правильный подход к финансовому планированию

Выстроить систему финансового планирования (она же система бюджетирования) на предприятии несложно. Ее алгоритм в общем виде выглядит примерно так:

  1. строится финансово-экономическая модель предприятия от текущего момента на много лет вперед (10-15 лет обычно);
  2. на основе финансовой модели строятся финансовые планы (бюджеты) предприятия на 1-3 года (чаще всего на 1 календарный год);
  3. из годового бюджета «вытекает» план на месяц;
  4. в соответствии с месячным планом строятся недельные или ежедневные планы платежей, продаж и т.д.;
  5. фактические данные собираются и представляются в тех же формах, в которых составлялись планы;
  6. на основе фактических данных и отклонений корректируются долгосрочные планы и система замыкается.

Основная идея в том, что при движении с самого верхнего уровня (долгосрочной финансовой модели развития) до самого нижнего (ежедневных планов) планы становятся более детальными. При этом достигается полное соответствие оперативных планов долгосрочным целям. Заодно сразу становится понятно, что нужно сделать прямо сейчас, а что – через месяц и через год, чтобы через 10 лет достигнуть назначенные цели. И наоборот, «если сегодня ребенка не зачать, через 9 месяцев его не родить» — каждому руководителю и подчиненному наглядно видно, что, если систематически не выполнять планы, то квартальных, годовых и прочих бонусов за перевыполнение планов не видать, как своих ушей.

Причем, этот подход актуален и применим как в малом бизнесе начинающими предпринимателями, так и на крупных предприятиях. Разнятся только конкретные инструменты и программное обеспечение, используемое на предприятии, детализация тех или иных планов, набор исходных данных и т.д. Но в целом система одинаково хорошо показывает себя на любом предприятии.

Польза финансового планирования на предприятии

К сожалению, многие предприниматели и бизнесмены недооценивают возможности финансовых планов предприятия, считая планирование пустой тратой времени, недостойной внимания серьезного человека.

А ведь у стройной структурированной системы бюджетирования есть много плюсов и преимуществ, она может во многом упростить работу предпринимателя:

  1. на основе выстроенных финансовых планов можно устанавливать системы мотивации и KPI для сотрудников;
  2. упрощается работа с персоналом: понятно, какие люди и на какие позиции нужны, за какие показатели они будут отвечать;
  3. лимиты для отдела закупки и планы продаж для отдела продаж и маркетологов логически вытекают из основных финансовых планов;
  4. актуализацию долгосрочных планов возможно производить регулярно, отклонения от запланированных показателей становятся управляемыми;
  5. возможно спрогнозировать и избежать кассовых разрывов и недостатка оборотных средств на развитие;
  6. привлечь внешнее финансирование гораздо проще, когда уже есть установленная система финансовых планов, а не «рисуется» какой-то бизнес-план срочно и «на коленках».

Конечно, чтобы выстроить такую систему с нуля, нужно потратить некоторое время, но эта инвестиция окупится сполна – в дальнейшем на поддержание всей системы бюджетирования нужно будет тратить не более 15 минут в день, а отдача будет гигантская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *