Бухучет – это система сбора, анализа и обобщения информации в стоимостном выражении о деятельности компании, ее имуществе, обязательствах, капитале за счет сплошного учета и документирования всех хозяйственных операций компании.
Иными словами, бухгалтерский учет — это система сбора всей информации о компании и перевод ее в стоимостные показатели.
Ведение бухгалтерского учета построено по простому принципу: если есть документ (например, об оплате, отгрузке, приемке и т.д.), то эта операция отражается в бухгалтерском учете. Если документ отсутствует, то операция в учете не отражается.
Этот метод учета называется методом начисления. То есть, начисление предполагает учет только задокументированной информации.
В этом основное отличие бухгалтерского учета от управленческого учета движения денег. То есть, движение денег может быть значительно оторвано от бухгалтерского учета.
Пример: Компания отгрузила клиенту продукцию на 1 млн. рублей. У клиента по условиям договора отсрочка платежа – 60 дней. Таким образом, в бухгалтерском учете компания сразу после отгрузки получает выручку в 1 млн. рублей, а реальные деньги компания получит только через 2 месяца.
Бухгалтерская информация сводится в основные формы отчетности: Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.
На основе данных бухгалтерского учета рассчитываются налоги и сдается отчетность в государственные органы.
Следует понимать, что данные бухгалтерского учета могут значительно отличаться от реальных данных о компании, поскольку многие операции (например, из-за отсутствия документации или методов учета) могут не отражаться сразу (или вообще не отражаться) в бухгалтерском учете компании.