Консолидация отчетности – объединение и синхронизация финансовых показателей и отчетных данных нескольких компаний, объединенных в Группу взаимосвязанных компаний.
Консолидация необходима, когда есть Группа компаний, в которой существуют взаимосвязи (например, одна из компаний, владеет остальными или их частью) и взаиморасчеты (когда компании платят или передают активы друг другу или друг за друга).
Консолидация необходима для того, чтобы очистить сводную отчетность от так называемых внутригрупповых оборотов, которые делали бы отчетность недостоверной.
Поясню на примере:
Одна из компаний, входящая в Группу, продают другой компании, входящей в эту же Группу, товар на 100 млн. рублей. При этом каждая из компаний Группы продает внешним клиентам еще на 150 млн. рублей.
При формировании сводного отчета о прибылях и убытках без консолидации получилось бы, что общая выручка Группы 400 млн. рублей, поскольку Одна компания продала товаров на 250 млн. рублей. А вторая продала на 150 млн. рублей. Хотя этот расчет некорректен, поскольку 100 млн. рублей не должны учитываться в общих продажах Группы, поскольку продажа осуществлялась внутри.
Консолидация позволяет исключить из отчетности подобные операции, чтобы не искажать ее реальные показатели.
Благодаря консолидации все активы и обязательства Группы выглядит как активы и обязательства одной компании. Это позволяет внешнему пользователю отчета взглянуть на бизнес в целом, без лишних оборотов, и дает ему более простое представление эффективности и финансового состояния Группы компаний.