ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ.
Если валовая прибыль только начало учета и анализа, то операционная прибыль – уже более важный показатель для предпринимателя.
Кроме прямой себестоимости, для работы предприятия, его производственной и торговой деятельности, нужно осуществлять дополнительные виды расходов:
- зарплата управленческого персонала (включая налоги и социальные отчисления);
- аренда торговых и офисных площадей;
- аренда автомобилей, оборудования и прочих машин;
- различные офисные издержки (канцтовары, корпоративные мероприятия и обучение и т.д.);
- страховые взносы, банковские комиссии;
- аутсорсинг (например, бухгалтерии и юридических услуг), оплата услуг профессиональных организаций и внешних специалистов и консультантов;
- налоги и пошлины (кроме налога на прибыль!): налог на имущество, транспортный, земельный налог, экологические и прочие платежи, акцизы и т.д.;
- прочие офисные, управленческие и коммерческие затраты, связанные с осуществлением постоянной деятельности организации.
Эту группу расходов можно назвать накладными или косвенными расходами – т.е. эти издержки не связаны напрямую с производством, но сама организация, тем не менее, несет эти затраты постоянно. В основном, все эти накладные расходы являются условно-постоянными, т.е. их размер довольно стабилен и не меняется пропорционально росту или уменьшению объемов продаж.
Операционная прибыль является важным показателем для оценки эффективности операционной деятельности предприятия в целом, без учета прочих доходов и расходов, которые не являются обычными для организации.
Если валовая прибыль положительная, а операционная отрицательная – значит, вероятно, дело в неэффективном управлении накладными расходами.
Такое довольно часто встречается в фирмах, переживающих кризис на рынке: в «хорошие времена» раздулся штат не всегда нужных сотрудников, сформировался некий набор затрат, который был комфортным в «докризисное» время.
А после спада продаж эти накладные расходы, являясь условно-постоянными, никак не среагировали на снижение выручки, продолжая съедать прибыль предприятия.
В таких случаях нужно срочно предпринимать хоть и неприятные, но необходимые действия по оптимизации накладных расходов.