Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ — один из наиболее распространенных и простых методов анализа бухгалтерской и управленческой отчетности компании.

Он предполагает сравнение данных по одинаковым статьям, но в разных периодах.

Этот анализ применяется, когда необходимо проследить динамику изменения тех или иных финансовых показателей деятельности компании.

При анализе бухгалтерской отчетности чаще всего горизонтальный анализ применяют к балансу и отчету о прибылях и убытках. Обычно идут от общего к частному:

  1. Сначала сравнивают динамику изменения всей валюты баланса (общий размер активов) за два и или более периода. Это позволяет понять, растет компания или размер ее имущества уменьшается.
  2. Затем переходят к анализу основных разделов (структурный анализ) — динамика изменения внеборотных и оборотных активов, изменение капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Такой анализ дает возможность оценить в общем структуру изменения в имуществе компании и источниках его возникновения.
  3. Завершат анализ сравнением во времени ключевых статей (дебиторка, основные средства, нераспределенная прибыль, «длинный» и «короткий» долг. Постатейный анализ позволяет провести более глубокую оценку источников изменений в динамике.

С отчетом о прибылях и убытках та же история, сначала анализируется изменение в динамике ключевых показателей: выручка, себестоимость, чистая прибыль.

После этого переходят к оценке динамики изменений конкретных статей. Если отчет о прибылях и убытках или баланс предоставляются в свернутой форме (с отражением очень небольшого количества крупных статей), то необходимо запросить расшифровки статей баланса и ОПУ, чтобы получить более детальное представление изменений за несколько периодов.

Горизонтальный анализ применяется очень часто в различных ситуациях, не только при анализе отчетности. Например, горизонтальный анализ незаменим при оценке исполнения бюджета или при сравнении план-фактных показателей в управленческом учете.

Сравнение обычно проводят как в абсолютных, так и в относительных показателях. Абсолютно сравнение величин позволяет оценить изменения в валюте отчетности (рубли, доллары и т.д.).

Горизонтальный анализ в относительных показателях (в %) является более наглядным и позволяет легко обнаружить наибольшие отклонения, запросить необходимые комментарии от того, кто предоставил Вам отчетность и перейти к следующему этапу анализу — вертикальному.

О нем поговорим в следующих постах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *