Сегодня расскажу интересную историю про русский бизнес и его особенности объединения в Группу компаний.
Посчастливилось мне пару лет назад ставить систему управления финансами в одной довольно крупной золотодобывающей компании. Началось все, как всегда, стандартно.
— Что у Вас уже есть?
— Почти ничего нет.
— Бюджеты и реестры платежей есть?
— Не особо…
— Производственную и оперативную отчетность собираете?
— Бывает. Но нерегулярно.
— Анализируете?
— Ну, иногда рассматриваем.
Типичная ситуация для русского бизнеса малого и среднего размера. Крупный бизнес так не живет, там действуют другие механизмы и принципы, но об этом поговорим потом отдельно.
В общем, я согласился разработать инструменты и систему управленческого финансового учета. Начал собирать данные.
Оказалось, что компания не одна, а их несколько. На каждой компании числятся некоторые лицензии на добычу или разведку золота. В некоторых есть персонал, техника и оборудование. Некоторые показывают выручку, на некоторых только затраты. Несколько разных главбухов (!) ведут отчетность в этих компаниях.
С каждым днем в моем поле зрения появлялись все новые компании, о которых я вчера даже не подозревал. Почти на каждой компании висели долги и кредиторская задолженность, были открыты расчетные счета. А в некоторых из них счетов было по 5-10 штук, в разных банках и валютах.
Что самое интересное, никто ни разу не свел все это в единую систему, никто ни разу даже не составил реестр всех компаний и счетов.
Когда я (после почти месяца усилий) сформировал структуру всех компаний, бухгалтеров, счетов, долгов и т.д., получилось, что действующих компаний аж 13 штук, открытых расчетных счетов 27 штук. Совокупный размер обязательств по всем компаниям составлял более 15 млрд. рублей.
Результаты моего «исследования» произвели на собственника неизгладимое впечатление. От него же я получил и некоторые комментарии.
Оказалось, что принципы по которым плодились бесчисленные юридические лица были такие:
- Участие в конкурсах на получение лицензий (одна компания не может иметь более определенного количества лицензий на разведку и\или добычу). Группа же владела более чем 20 лицензиями.
- Получение банковских кредитов. У банков есть лимит на одного заемщика. То есть, выдать одному клиенту он не может более определенной суммы. Для получения большего количества денег от банка, было необходимо создавать юридически несвязанные друг с другом компании.
- Работа с разными поставщиками и подрядчиками. Довольно часто по политическим соображениям и из-за отсутствия возможности погашать накопленную задолженность с подрядчиком заключался новый договор от новой компании.
Все эти факторы привели к тому, что Группа юридически несвязанных между собой компаний разрослась до размеров огромного холдинга. Компании юридически не были связаны, но по факту управлял и владел всей этой «Империей» один человек.
При этом, централизованной системы управления финансами, отчетности, финансовой стратегии и понимания, как из этой ситуации в дальнейшем выходить, не было.
Даже текущие платежи проводились с огромным количеством сложностей и ограничений.
Опишу для примера один типичный день работы службы Казначейства (служба, отвечающая за проведение платежей):
С вечера прошлого дня готовится реестр текущих платежей на следующий день. Реестр приходится делать не только по назначению и суммам, но и по компаниям и расчетным счетам, с которых деньги будут отправляться.
Он согласуется и утверждается всеми заинтересованными лицами. Все радостные идут спать.
На следующее утро сотрудники казначейства и бухгалтерия «набивают» все платежи от всех компаний в систему, «разносят» по счетам все операции из банковской выписки за прошлый день. После этого, часть платежей начинает исполняться, если на счетах достаточно денег, а если недостаточно, то либо начинается ожидание выручки, либо необходимо переводить деньги между счетами разных компаний.
Это как раз и есть самая сложная задача. Поскольку компании не должны быть связаны между друг другом, то перевести деньги между счетами двух компаний внутри одного банка нельзя. Такая операция может считаться основанием для взаимосвязи этих компаний.
Поэтому открываются счета в разных банках, формируются договоры займов или услуг между этими двумя компаниями, и деньги направляются на счета.
Процедура крайне сложная, не всегда возможно провести ее в рамках одного дня. Более того, часто банки отказывают в исполнении таких операций, если не дать соответствующих пояснений.
Более того, из-за большой суммы просроченной кредиторской задолженности кто-то из контрагентов или даже государство (за несвоевременную уплату налогов) периодически по решению суда выставляет аресты на известные им счета какой-нибудь из компаний Группы. Происходит это почти всегда неожиданно. Из-за этого происходят еще более «веселые» вещи.
Ты ждешь прихода выручки на конкретный счет конкретной компании, в размере, например, 250 млн.рублей, и тут утром тебе сообщают, что счет арестован. И, сколько бы денег туда ни пришло, воспользоваться ими ты не сможешь, пока не погасишь задолженность, из-за которой этот арест образовался.
И такая чехарда каждый день. Сотни платежей проводятся на минном полю. Ни одного дня не было за почти год моей там работы, чтобы не было какого-то нового приключения.
Автоматизацией процессов решить эту проблему, как Вы понимаете, можно было только частично, поскольку предугадать, откуда прилетит очередная «граната» практически невозможно.
Нужно было полностью менять структуру этого бизнеса «по понятиям».
О том, какие были предприняты попытки по выходу из той крайне непростой ситуации в следующих постах.