Однажды, мой приятель, который занимался производством и продажей крафтового пива, решил расширять свой бизнес.
Он подумал, что, если привлечь у инвестора 1,5-2 млн.рублей, то можно серьезно увеличить производственные мощности и открыть целую сеть магазинов.
Надо отметить, что в тот момент у моего приятеля был один магазин с ежемесячным оборотом около 150-200 тыс. рублей и очень маленькое «производство» крафтового пива. Производство в кавычках, поскольку это больше походило на большую самогонную установку, размещенную на территории небольшого производственного помещения размером с однокомнатную квартирку.
В магазине он иногда подрабатывал сам, а иногда нанимал продавца.
Какое-то время продажи шли очень хорошо, но постепенно начался спад. Каждый месяц продавалось все меньше и меньше. Падение составляло около 5-7% в месяц.
Приятель подумал, что если увеличить объем собственного производства, то можно сразу открыть 10-15 магазинчиков, и в них поставлять собственное пиво. В расчетах на коленке проглядывалась очень неплохая перспектива.
Поскольку мой приятель был человеком умным, он сразу понял, что надо вести учет финансов. Нашел программиста, тот разработал ему систему учета продаж через web-интерфейс, в котором отражались фактические объемы выручки, количество продаж в литрах, себестоимость пива (кол-во продаж на цену производства) и расходы на аренду.
По ежемесячной отчетности, магазин приносил небольшую, но стабильную прибыль. Данные были похожи на правдоподобные.
Пивовар попросил меня помочь с разработкой финмодели и бизнес-плана для потенциального инвестора. Я согласился.
Модель была сделана довольно быстро, а результаты показывала вполне адекватные. Предполагалось, что удастся открыть за год около 12-15 магазинов, расширить производство и окупиться через 2 года.
Для малого бизнеса (розничная торговля) показатели вполне адекватные.
Мы решили, что заниматься поиском инвестора можно параллельно с открытием новых точек. В эти точки можно было ставить не только свое, но и покупное пиво у таких же пивоваров. А когда производство расширится — постепенно замещать ассортимент на свой продукт.
При этом, я предложил настроить более качественный учет движения денег, разработал шаблон ДДС, в котором отражались абсолютно все операции.
Уже спустя две недели обнаружилось, что данные в учетной программе и данные в ДДС отличаются примерно в два раза. Более того, в ДДС денег было меньше. При этом мой отчет показывал верные данные, поскольку мы ежедневно сверяли остатки в кассе с отчетом.
По итогам месяца стало понятно, что реальный свободный денежный поток примерно в два раза меньше, чем в учетной программе. А финмодель-то я строил именно на данных из программы.
Оказалось, что помимо затрат на производство и на аренду помещения в расходах не учитывалось довольно много общехозяйственных и прочих расходов, которые и съедали прибыль.
В течение трех месяцев ведения ДДС, я увидел, что размер этих прочих затрат примерно одинаков, тогда как выручка становилась все меньше и меньше. Падение спроса было связано, как мне кажется, с двумя ключевыми факторами:
- крафтовое пиво довольно дорогое, не всем оно стало по карману
- мода на крафт стала проходить
Само собой, новые данные, которые я внес в модель показали абсолютную нежизнеспособность данного бизнеса в дальнейшем при подобной бизнес-модели. Нужно было отказываться от идеи развития розницы и переходить на оптовые поставки в различные бары и магазины. Это позволило бы избавиться от значительного объемы общепостоянных затрат, повысив итоговую маржинальность продукции.
Спустя 4-5 месяцев после начала ведения ДДС, магазин стал показывать стабильный, хоть и небольшой, убыток.
Магазин пришлось закрыть, от планов по открытию сети магазинов отказаться.
Сейчас мой приятель довольно успешно занимается оптовой продаже крафта в различные бары и магазины Москвы. Несмотря на очень сильное падение рынка за последние два года он работает с прибылью, подумывая о других направлениях бизнеса.
Полагаю, что мораль сей истории должна быть понятна каждому — будьте честны сами с собой. Ведите полноценный учет. Считайте каждую потраченную и заработанную копейку. Тогда Вы хотя бы не будете жить с иллюзиями о том, что Вы успешный бизнесмен, правда, почему-то без денег.