Я довольно часто провожу обучения. Иногда индивидуальные, чаще — групповые. Обычно это обучение внутри какой-то компании, но бывают и открытые занятия.
Линейка тем довольно широкая, хоть и представлена в основном финансовой тематикой. Чаще всего я провожу обучение по следующим темам:
- Финансовое моделирование.
- Основы финансов для нефинансистов.
- Постановка управленческого учета в компании.
Каждый раз новое обучение — это целый проект. В отличие от запатентованного тренинга по личностному росту, эффективности и т.д. программа всегда отличается.
У меня еще ни разу не получилось провести одинаковый курс для двух разных компаний.
Подготовка к обучению — 99% успеха. От того, насколько хорошо удастся подготовить материал и его структуру, зависит весь последующий процесс и результат курса.
Я готовлюсь к обучению почти всегда по определенному алгоритму. Думаю, он может быть полезен и вам, мои читатели. Алгоритм состоит всего из нескольких простых шагов, поэтому может быть применим к любой сфере обучения и консалтинга.
- Сбор информации о целях обучения. На этом этапе я стараюсь понять причину, по которой заказчик планирует проводить обучение. Здесь важно понять, ЗАЧЕМ ему обучение, какие проблемы он собирается решить, почему именно обучение ему нужно. Если я понимаю, что задачи, которые ему нужно решить, и цели, которых он собирается достичь, можно решить с помощью обучения, я перехожу к следующему этапу сбора информации.
- Кто будет учиться? Один из наиболее важных вопросов при подготовке к обучению. От того, какой будет группа (или обучающийся в случае с индивидуальным обучением), сколько в ней будет человек, каков их уровень знаний по теме, какие позиции они занимают в компании. Важно получить список и краткие характеристики всех обучающихся как можно раньше, чтобы учитывать эту информацию при подготовке программы.
- Где будет проходить обучение? Какие средства визуализации можно будет использовать, какое помещение будет, как можно будет организовать учебное пространство, насколько доступна будет офисная техника и оборудование при необходимости? Получив ответы на эти вопросы, Вы поймете, как организовать занятия так, чтобы они были максимально эффективными для слушателей.
- График и сроки обучения. Нужно выяснить, какое количество часов в день можно занять на обучение, как выстроить сетку обучения в зависимости от занятости группы. На основе данной информации можно будет понять, как выстроить процесс обучения максимально эффективно по срокам. Сколько и когда нужно делать перерывы между занятиями. Сколько времени отводить на выполнения домашних заданий и самостоятельную работу.
- Программа обучения. Только после прохождения первых 4 шагов (а не наоборот, как делают многие, и как раньше делал я), я перехожу к детальному обсуждению программы обучения. Формирую ее сначала тезисно по крупным блокам. Потом уточняю структуру каждого блока. После это разбиваю на темы, оцениваю, сколько нужно практики, сколько теории и в конце делю полученный концепт на отдельные занятия.
- Подготовка конкретного занятия. К каждому занятию я готовлюсь дополнительно. Собираю весь материал по теме. Формирую план занятия (выписываю по пунктам тезисы, которые нужно упомянуть в процессе обучения). Готовлю примеры и кейсы. Разбиваю все это по таймингу и сверяюсь еще раз с программой, чтобы понимать, как конкретное занятие ложится в логику курса.
По итогам обучения я обычно провожу итоговую аттестацию, анкетирование и собираю обратную связь о занятии, чтобы понимать, над чем работать в следующий раз.
Такой вот простой алгоритм помогает мне все качественно готовиться к обучению и срывать аплодисменты в конце каждого курса :-)