Наиболее распространенные финансовые коэффициенты

Существует огромное количество различных финансовых показателей на любой вкус и цвет.

Некоторые из них универсальны и применимы на каждом предприятии, другие используются только в рамках какой-либо отрасли или вообще внутри одной конкретной фирмы.

Перечислять и, тем более, изучать каждый из них – дело абсолютно бессмысленное для предпринимателя и бизнесмена, т.к., вообще говоря, бизнесмен обычно сам знает, какие показатели важны именно для его фирмы, именно в данной конкретной отрасли.

Поэтому в этом посте рассмотрим только наиболее популярные, важные и полезные показатели, которые используются практически постоянно в процессе операционной деятельности и запрашиваются каждым инвестором при принятии решений.

Коэффициенты рентабельности

Рентабельность – это, пожалуй, самый часто используемый в бизнес-лексиконе термин. При правильном подходе, он может многое рассказать об эффективности работы фирмы, особенно в сравнении с конкурентами.

Рентабельность – это даже не один коэффициент или показатель, а целая группа расчетных величин. Однако, к сожалению, чаще оказывается, что предприниматели начинают обсуждать рентабельность (и даже хвалиться ее уровнем), не совсем понимая, о чем они говорят.

В общем виде, рентабельность – это коэффициент, рассчитываемый как отношение прибыли к выручке, активам или капиталу фирмы. Уже понятно, что, во-первых, вариантов «рентабельности» может быть очень много (т.к. и прибыль можно использовать разную – чистую, операционную, валовую и т.д., и активы могут быть различными), а во-вторых, каждый из них по-своему характеризует эффективность компании. Наиболее популярные и часто используемые коэффициенты:

  1. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ = ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА. Показывает долю операционной прибыли в каждом заработанном (вырученном) рубле;
  2. ВАЛОВАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА. Показывает долю валовой прибыли в каждом заработанном рубле, или, иными словами, насколько цена продукции превышает ее себестоимость.
  3. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО EBITDA = EBITDA / ВЫРУЧКА. Показывает долю «грязной прибыли» в выручке.
  4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / АКТИВЫ. Показывает эффективность управления компанией своим имуществом: какую прибыль получит компания на каждый вложенный в нее рубль (вне зависимости от того, кто именно вложил этот рубль – акционер или кредитор).
  5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ. Показывает эффективность управления деньгами, которые вложены в компанию ее собственником (не учитывая денег, вложенных прочими кредиторами).

Можно заметить, что во всех коэффициентах рентабельности используются либо только интервальные показатели, либо интервальные вместе с моментными. Следовательно, важный вывод, который нужно сделать и запомнить: рентабельность рассчитывается за некоторый промежуток времени (обычно – год). Особенно важно это понимать, оперируя, например, показателем «рентабельность активов» — если сумма активов в течение года оставалась примерно одинаковой, то очевидно, что рентабельность, рассчитанная за целый год будет примерно вчетверо ниже рентабельности за каждый квартал этого года. Об этом нужно помнить, когда показатели рентабельности будут сравниваться с аналогичными показателями других фирм – сравнивать можно только показатели за аналогичный по длительности период времени.

Чистый долг

Показатель долга (или задолженности, что одно и то же) важен не только для оценки деятельности компании за прошедшие периоды, но и для понимания перспектив развития в будущем. Но показатель долга, как, например, выручка, может быть валовым и чистым.

Валовый долг – это сумма всех непогашенных обязательств фирмы.

Чистый долг – это сумма всех непогашенных обязательств фирмы, уменьшенная на остаток денежных средств на счетах и в кассе, а также их эквивалентов. Здесь и вообще, под «эквивалентами денежных средств» понимаются высоколиквидные ценные бумаги, которые в любой момент можно конвертировать в деньги (т.е., свободно торгуемые на фондовом рынке).

Логика этого показателя ясна – хотя важно понимать общую сумму долга компании перед кредиторами, обычно в любой компании есть свои нормативы по остаткам денежных средств в кассе и на расчетных счетах. У многих компаний также имеются в распоряжении акции и облигации. Т.к. этими активами можно в любой момент погасить частично или полностью сумму долга, то для внешних инвесторов и банкиров (да и для самого бизнесмена) важно понимать именно сумму чистого долга – т.е. долга, который останется, если фирма потратит на его погашение все свои деньги.

Чистый долг/EBITDA

Тоже очень интересный и показательный коэффициент, полезный как для внешних пользователей при принятии решений об инвестировании в бизнес, так и для самого предпринимателя.

Как мы выяснили ранее, EBITDA – это не только «грязная прибыль», это также показатель, демонстрирующий объем денег[1], который фирма может направлять на погашение кредитов (включая проценты по ним) и рефинансирование (обновление) долгосрочных активов.

Таким образом, показатель Чистый долг/EBITDA дает примерное понимание, сколько лет нужно фирме, чтобы вернуть имеющиеся долги.

Конечно, в этом показателе не учитываются проценты, равно как и вероятность изменения самого EBITDA со временем. Однако для общего понимания и для бенчмаркинга (сравнения с другими) фирмы он очень хорошо подходит. Кроме того, в разных отраслях и у некоторых инвесторов есть некоторый «комфортный» уровень этого показателя, на который они ориентируются, поэтому его отслеживание может быть очень полезным.

[1] Точнее, конечно, это не денежный показатель (т.е. рассчитывается не «кассовым» методом, а методом «начислений»), но т.к. он очищен от амортизации, то за достаточно длительный период (например, год), очень близок к реальному размеру денежного потока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *