Несколько лет назад, когда я был еще молод и наивен, мне посчастливилось познакомиться с одним золотодобытчиком, который добывал в Якутии 5 тонн золота (уровень топ-10 компаний по объему добычи золота в России), но о нем никто не знал.
Пришел он за финансированием в одну околобанковскую струкутуру, где я тогда работал. Ему нужно было «всего-то» 3,5 млрд. рублей. А это уже уровень среднего бизнеса.
Я начал задавать вопросы о его бизнесе.
Оказалось, что про производство он готов рассказывать часами, а вот с финансовых тем старался максимально быстро «съехать».
Как и ожидалось, финансовой отчетности в его бизнесе не было и в помине, зато производство он контролировал лично. Облетал свои прииски (больше 10 штук) на вертолете каждый день и раздавал сотни распоряжений.
На мой вопрос о том, на что ему нужны деньги, он ответил, примерно, так: «Ну, около 800 млн. рублей на зарплату за прошлый сезон, 1 млрд. рублей на топливо, 700 млн. рублей на запчасти и банку надо срочно вернуть около 1 млрд. рублей. Ну вот примерно 3,5 млрд. рублей и надо, а дальше уже сезон добычи начнется, и будут деньги…»
И тут я понял, что дело совсем плохо, потому что товарищ пришел за деньгами на покрытие старых долгов и на операционную деятельность.
Тогда я начал догадываться, что у него явно огромные проблемы с дебиторкой и кредиторкой, а огромные накопленные долги только подтвердили мою догадку.
Когда я в двух словах объяснил золотодобытчику, что без финансовой отчетности ему денег не дадут, а ситуация, в которой он сейчас оказался, крайне опасна для бизнеса, он предложил мне работу.
Так я стал в 27 лет финансовым директором холдинга с годовым оборотом 18 млрд. рублей.
Тогда я даже не представлял масштаб бедствия %-)
О том, как мы доставали бизнес из той ситуации, о том, как настраивали систему учета, о том, как удалось сократить огромный просроченный долг в 21 млрд.рублей почти на треть – читайте дальше в блоге: