Так сложилось, что меня почти никогда не приглашают работать в стабильные успешные предприятия. Может быть, это связано с тем, что у них все хорошо, и мои навыки не нужны. Может быть, в таких компаниях требуются совсем другие компетенции. Возможно, что в них налажен учет, всегда есть деньги на счетах и руководители думают о том, как бы выйти на новые рынки, развиться на международной арене, выйти на IPO…
Зато меня зовут туда, где ситуация либо критическая, и в финансах полный бардак, либо компания уже с бешеной скоростью несется ко дну.
Я вижу мир с той стороны, которая постоянно в панике ищет способ решить вал проблем, которая не спит ночами, пытаясь найти деньги, чтобы закрыть очередной платеж по кредиту, которая не понимает, почему денег все время не хватает, хотя объемы производства и продаж растут.
В общем, я почти никогда не видел на практике, как работают компании, у которых все хорошо, но я не понаслышке знаю, что такое предбанкротное состояние, отсутствие хоть какой-нибудь управленческой отчетности, постоянные просрочки оплат и аресты расчетных счетов.
Возможно, мой взгляд на многие вещи потому кажется излишне пессимистичным, но могу сказать, что, по ощущениям, подавляющее большинство нашего бизнеса (особенно, малого и среднего) живет в состоянии постоянного кризиса.
Почему так происходит?
Я пытался рассматривать этот вопрос с разных сторон, и вот, какие наблюдения я сделал:
- Многие знакомые мне предпринимателей — бывшие троишники. В приватном разговоре со многими владельцами бизнеса я узнавал, что многие из них никогда не блистали отличными результатами в школе или институте, а некоторые даже не закончили обучение. При этом у них очень развита та самая предпринимательская жилка, которая помогала пробиваться там, где знаний не хватало. Очень часто, мои клиенты развивают бизнес бешеными темпами. Но в тот момент, когда бизнес уже не может управляться вручную самим собственником, начинается хаос.
- Большинство знакомых мне предпринимателей не имеет экономического образования. Подавляющее большинство моих знакомых бизнесменов имеют либо техническое образование, либо не имеют высшего образования вовсе. Это люди, которые могут построить успешную производственную систему или умеют очень неплохо продавать, но они ничего не смыслят в вопросах экономики, управлении денежными потоками и финансовыми инструментами.
- Почти все мои знакомые предприниматели предпочитают жестко авторитарный стиль управления. Это сказывается не только на том, как они управляют сотрудниками, но и на общении с внешним миром. С такими людьми довольно сложно вести диалог на непонятные или новые для них темы. Почти всегда они воспринимают любую новую информацию «в штыки». Убедить их в чем-то с первого раза практически невозможно. Экспертность одного человека очень редко что-то значит для них. «Победить» их иногда помогает участие нескольких экспертов в донесении до них иной точки зрения. При этом, такие собственники почти никогда не считают собственных сотрудников экспертами в чем-то. Поэтому донести до собственника свое мнение — почти всегда пустая затея для сотрудников.
- У многих собственников крайне негативное отношение к финансистам и экономистам. Они считают нас тунеядцами и жуликами, которые либо «под огромные проценты готовы выдавать мизерные суммы кредитов» (когда финансисты и экономисты на стороне банков), либо «строчат какие-то непонятные отчеты, на которые нельзя ориентироваться» (когда экономист в составе компании). Это приводит к тому, что экономическая служба в компании очень сильно урезана по персоналу и функционалу, а права голоса у нее нет вообще. Это часто является причиной критически неверных решений, принимаемых собственниками.
- Предпочитают исключительно ручной стиль управления. Проблема с делегированием едва ли не самая часто встречаемая у моих клиентов. Любой процесс, начиная от закупки канцелярки и заканчивая выбором цвета логотипа на сувенирке, обычно очень жестко контролируется и согласуется лично собственником. Внедрение любой новой технологии, формы отчета, малейшие организационные изменения всегда сопровождается долгими согласованиями с собственниками. С ростом бизнеса процессы согласования могут затягиваться на недели, поскольку на первом лице компании завязано столько процессов, что у него просто нет сил и времени на «неважные» вопросы (А мы помним, что экономические и финансовые вопросы, особенно, связанные с учетом и автоматизацией неизменно попадают в разряд неважных).
- Очень любят «решать вопросы, договариваться по понятиям и мутить мутки». Вот это, пожалуй, самая распространенная история почти у всех знакомых мне бизнесменов. Не знаю, как точнее описать этот принцип, но суть в том, что собственники бизнеса очень любят разные «понятийные» договоренности, основанные на взаимном доверии и не всегда очевидных схемах. Очень часто эти договоренности нарушаются обеими сторонами многократно, но участники договоренностей продолжают наступать на излюбленные грабли.
Это лишь немногие наблюдения, которые я смог провести на примере десятков компаний, с которыми я довольно неплохо знаком как снаружи, так и изнутри.
На моей памяти была, пожалуй, лишь пара примеров, когда собственники бизнеса являлись осмотрительными людьми с системным мышлением, но я их бизнес, наверное, не могу отнести к категории кризисного. У них тоже бывают проблемы, но чаще всего, они из этих проблем довольно быстро выбираются и продолжают свой аккуратный, но уверенный, путь наверх.
Я убежден, что многие бизнесмены сами хоронят свой бизнес, когда начинают развиваться семимильными шагами, не выстраивая систему, не планируя и не оглядываясь по сторонам. Многие из них не воспринимают финансовый менеджмент как что-то, что может помочь им в управлении. А темпы роста бизнеса не позволяют остановиться и задуматься о том, как развиваться дальше.
Я не претендую на категоричность в этом вопросе, это только мои наблюдения и мысли.
Но что-то мне подсказывает, что я не слишком далек от истины, и виной всему не только общеэкономическая и политическая ситуация в стране, а действия (или бездействие) самих собственников бизнеса…