Годовой бюджет — главный финансовых документ, которым Вы должны руководствоваться 12 месяцев.
Именно этот документ позволяет Вашу финансовую стратегию развития бизнеса (если она у Вас есть, конечно), превратить в реальный тактический план на год.
Подготовка годового бюджета обычно начинается в 4 квартале подходящего к концу календарного года на основе двух ключевых предпосылок:
- Факта исполнения прошлого годового бюджета
- Прогноза развития бизнеса на ближайший год
Важно помнить одно ключевое правило при подготовке годового бюджета:
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА — ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ!
Очень многие не понимают этого при планировании деятельности на год.
Почти все, с кем мне удавалось обсуждать тему годового планирования, отталкиваются от объемов производства или продаж.
Выглядит это так:
«В прошлом году мы продали 5 000 велосипедов, в этом году нам надо удвоить продажи! Продадим 10 000, во что бы то ни стало!»
Почти всегда это приводит к катастрофе. Может, не в ближайший год, но через год точно.
Значительный рост объемов производства и/или продаж ВСЕГДА ведет к росту постоянных издержек. Как только объем продаж сократится или валовая маржа просядет, увеличившиеся постоянные издержки «сожрут» всю прибыль.
Я знаю десятки случаев, когда компании сами у себя на шее туго затягивали петлю, вплоть до летального исхода.
Планировать год нужно на основе показателей прибыли и маржинальности.
Только так Вы обеспечите своему бизнесу устойчивый долгосрочный рост.
Например, в прошлом году вышли на маржинальность 20% по чистой прибыли, зафиксируйте показатель в будущем году, или увеличьте еще на 5%.
Тогда Вы будете понимать, что не только объем продаж нужно увеличить, но и сократить расходы.
Запомните еще одну вещь: прибыль в абсолютном выражении — довольно плохая метрика для анализа эффективности бизнеса. А вот маржинальность может дать неплохое понимание. Особенно, когда ее уровень от года к году растет, ну, или, в крайнем случае, не падает.
Поэтому, когда планируете годовой бюджет, отталкивайтесь от маржинальности. Какого уровня Вы хотите достичь в следующем году?
Строить годовой бюджет я всегда рекомендую по трем направлениям деятельности — операционной, инвестиционной и финансовой.
Так Ваш бюджет будет максимально приближен к виду ДДС, потом будет довольно легко отслеживать его исполнение.
Как я уже говорил в предыдущих постах, стройте бюджет сначала в начислениях, а потом корректируйте эти начисления на реальные сроки движения денег.
Планируя по всем трем направлениям, Вы сможете отслеживать объем средств, которые генерирует Ваша операционная деятельность, сколько из нее Вы тратите на развитие (инвестиционная деятельность) и сколько денег забираете или, наоборот, привлекаете (финансовая деятельность).
Собираете с Ваших специалистов или подразделений фактические показатели, корректируете их на ожидания и вносите в таблицу бюджета.
Спустя несколько итераций он должен будет принять примерно такой вид:
Все, что останется сделать — наладить учет фактических показателей по месяцам, но об этом уже в другой раз.