Так получилось, что я довольно долгое время отработал в добывающей отрасли (чаще всего, добыча золота), более 5 лет.
Это очень специфичная отрасль, с очень специфичными кейсами, людьми и особенностями ведения бизнеса.
Один из первых ярких опытов была компания в Хабаровском крае, которая добывала платину.
Я устроился туда работать руководителем проектов по повышению эффективности операционной деятельности. Моей главной задачей была работа по снижению себестоимости добычи платины.
Любыми способами, но без вреда для производственного процесса, я в составе команды из высшего менеджмента должен был сокращать затраты.
Первым, что мы сделали — внедрили производственный управленческий учет. Заняло это долгие 3 месяца кропотливой работы.
Задачка была не из легких, с учетом размеров компании: около 1000 человек персонала, своя авиакомпания, более сотни единиц тяжелой техники, свои перевалочные базы, вахтовые поселки в тайге и т.д.
В общем, обо всем этом нужно было получать информацию в режиме реального времени.
Мы подготовили десятки форм отчетов, написали сотни инструкций, разработали кучу нормативов расходов почти каждой единицы запчастей, топлива, материалов и т.д.
Мы были теми людьми (полагаю, единственными во всей компании), кто узнал почти все основные процессы до мелочей.
В общем, мы начали считать все, что только можно было посчитать, и делали это в ежедневном режиме.
И вот, где-то через месяц после начала заполнения всех форм ко мне буквально ворвался в кабинет взволнованный заместитель директора по производству.
Он показал мне данные по топливу. И я сначала даже не поверил своим глазам.
Оказалось, что от момента закупки топлива, до момента заправки каждое единицы техники на прииске где-то по пути (а это более 3000 км по грунтовым дорогам, рекам, через 3 перевалочные базы) пропало 162 тонны дизельного топлива.
Всего за месяц. Более 7 млн. рублей просто исчезло где-то в тайге.
И до этого никто не мог это вычислить. Мы перепроверили каждый отчет, и поняли, что каждый из них был верным, ошибки быть не могло.
Отчеты отправлялись на каждом этапе разными людьми, никто из следующих людей в цепочке приемки топлива не знал, сколько указал его предшественник.
Именно этот принцип двойной записи позволил нам выявить сумасшедшие хищения в процессе доставки топлива на Прииск.
Именно принцип двойной записи положен в основу управления финансами. Практически все бухгалтерские и финансовые отчеты выстроены по этому принципу.
Принцип двойной записи – основополагающий для бухгалтерского учета и один из важнейших принципов в управлении финансами.
Он предполагает одновременный учет поступлений и расходов. То есть, если в компанию пришло 50 000 рублей, то у них может быть два пути:
- либо они остались на расчетном счету или в кассе,
- либо они были потрачены на что-то.
По каждому из этих двух путей одновременно делается учет.
Например, покупатель Вам заплатил 50 000 рублей.
Вы отражаете это в приходах.
При этом из этих денег 20 000 Вы потратили на аренду, остальные 30 000 на зарплату.
Как только Вы одновременно отразили все эти операции, больше ни одна копейка никогда не пропадет и не останется неучтенной.
Я всегда сравниваю этот принцип с законом сохранения энергии в физике.
Энергия не может возникнуть из ниоткуда и пропасть в неизвестном направлении. Она всегда передается между различными объектами. При этом сколько ее поступило, столько потом и распределяется.
Утечек не бывает.
Так и в Вашем бизнесе. Утечек быть не должно.
Теперь у Вас есть понимание, как от них избавляться.
Например, отчет о Движении денег — основополагающий отчет для работы финансовой системы компании — построен именно по этому принципу и способен решить огромное количество Ваших проблем, таких, как кассовые разрывы, неучтенные расходы, отсутствие понимания затрат и т.д.
Вы всегда можете скачать за символическую плату этот отчет по ссылке и начать вести учет правильно.