Управленческий учет в торговле. Как правильно работать с кредиторкой?

Некоторое время назад я работал финансовым директором в торговом холдинге.

Этот холдинг занимался торговлей различного рода запчастями, оборудованием, комплектующими для горнодобывающей отрасли.

Обороты всей группы приближались в 0,5 млрд. рублей в год.

Группа росла бешеными темпами (около 50-70% в год). При этом, внешнего финансирования не было. А средняя маржинальность всех сделок была на уровне 20%.

Как Вы уже должны были узнать, если читали хотя бы половину записей из моего блога, такой рост на своих деньгах и при таких параметрах маржинальности невозможен в долгосрочной перспективе.

Какое-то время группа росла за счет увеличения кредиторки (то есть, договаривалась с поставщиками об отсрочках платежей) и сокращения дебиторки (договаривалась с покупателями о сокращении периода постоплаты или о предоплате). Но в определенный момент  некоторые компании группы столкнулись с систематической нехваткой оборотных средств (то есть, не хватало денег на обслуживание текущих обязательств).

Именно в этот момент меня и пригласили стать финансовым директором.

Ниже я поделюсь несколькими «фишками» управления финансами торгового холдинга, у которого уже есть определенные проблемы с денежным потоком.

В этот раз поговорим об управлении «кредиторкой»:

  1. Необходимо определить размер всех существующих обязательств на текущий момент. В этом помогает анализ бухгалтерской отчетности. При правильном бухгалтерском учете размер кредиторской задолженности определить несложно.
  2. Нужно понять, какая часть кредиторки уже просрочена. Для этого нужно сравнить существующие сроки просрочки со сроками, указанными в договорах или спецификациях.
  3. Нужно сформировать нечто среднее между денежным потоком и планом погашения обязательств. Табличка должны выглядеть примерно так:

Кредиторская задолженность в торговле

После формирования такой таблички Вам будет ясен текущий уровень «бедствия». Важно вести данный отчет в динамике, тогда Вы сможете отслеживать постоянное сокращение (или рост, если действуете неправильно) просроченной кредиторской задолженности.

Почему так важно управлять просрочками?

Все очень просто — любая просрочка — повод для контрагента подать заявление о признании Вас банкротом. Это чревато не только плохой репутацией (крупные контрагенты всегда запрашивают данные о просрочках, перед тем, как начать работать с той или иной компанией), но и плохим отношением со стороны любых потенциальных кредиторов и инвесторов, а также риском быть признанным банкротом.

Поэтому, всегда следите за тем, чтобы уровень просроченной кредиторской задолженности был минимальным, а сроки оплаты поддавались четкому планированию.

Помните, если Вы не можете влиять на срок оплаты (постоянно переносите дату оплаты вправо), это очень плохой сигнал. Который свидетельствует о приближающемся кризисе ликвидности и, вероятно, о мощном кассовом разрыве.

Ну, и, конечно, не стоит злоупотреблять терпением Ваших поставщиков и клиентов. Расти за счет роста кредиторки и просрочек можно, но, чаще всего, это путь в один конец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *