Некоторое время назад я работал финансовым директором в торговом холдинге.
Этот холдинг занимался торговлей различного рода запчастями, оборудованием, комплектующими для горнодобывающей отрасли.
Обороты всей группы приближались в 0,5 млрд. рублей в год.
Группа росла бешеными темпами (около 50-70% в год). При этом, внешнего финансирования не было. А средняя маржинальность всех сделок была на уровне 20%.
Как Вы уже должны были узнать, если читали хотя бы половину записей из моего блога, такой рост на своих деньгах и при таких параметрах маржинальности невозможен в долгосрочной перспективе.
Какое-то время группа росла за счет увеличения кредиторки (то есть, договаривалась с поставщиками об отсрочках платежей) и сокращения дебиторки (договаривалась с покупателями о сокращении периода постоплаты или о предоплате). Но в определенный момент некоторые компании группы столкнулись с систематической нехваткой оборотных средств (то есть, не хватало денег на обслуживание текущих обязательств).
Именно в этот момент меня и пригласили стать финансовым директором.
Ниже я поделюсь несколькими «фишками» управления финансами торгового холдинга, у которого уже есть определенные проблемы с денежным потоком.
В этот раз поговорим об управлении «кредиторкой»:
- Необходимо определить размер всех существующих обязательств на текущий момент. В этом помогает анализ бухгалтерской отчетности. При правильном бухгалтерском учете размер кредиторской задолженности определить несложно.
- Нужно понять, какая часть кредиторки уже просрочена. Для этого нужно сравнить существующие сроки просрочки со сроками, указанными в договорах или спецификациях.
- Нужно сформировать нечто среднее между денежным потоком и планом погашения обязательств. Табличка должны выглядеть примерно так:
После формирования такой таблички Вам будет ясен текущий уровень «бедствия». Важно вести данный отчет в динамике, тогда Вы сможете отслеживать постоянное сокращение (или рост, если действуете неправильно) просроченной кредиторской задолженности.
Почему так важно управлять просрочками?
Все очень просто — любая просрочка — повод для контрагента подать заявление о признании Вас банкротом. Это чревато не только плохой репутацией (крупные контрагенты всегда запрашивают данные о просрочках, перед тем, как начать работать с той или иной компанией), но и плохим отношением со стороны любых потенциальных кредиторов и инвесторов, а также риском быть признанным банкротом.
Поэтому, всегда следите за тем, чтобы уровень просроченной кредиторской задолженности был минимальным, а сроки оплаты поддавались четкому планированию.
Помните, если Вы не можете влиять на срок оплаты (постоянно переносите дату оплаты вправо), это очень плохой сигнал. Который свидетельствует о приближающемся кризисе ликвидности и, вероятно, о мощном кассовом разрыве.
Ну, и, конечно, не стоит злоупотреблять терпением Ваших поставщиков и клиентов. Расти за счет роста кредиторки и просрочек можно, но, чаще всего, это путь в один конец.