Вертикальный анализ отчетности предполагает оценку структуры того или иного отчета и показателей в нем.
Данный вид анализа, наряду с горизонтальным, дает возможность провести довольно подробную оценку финансового состояния компании. Или, как минимум, подготовить вопросы к тому, кто представил данные для анализа.
Вертикальный анализ предполагает проведение оценки соотношения выбранного показателя с другим в рамках одного периода.
Например, при анализе структуры активов в балансе проводят вертикальный анализ для каждого крупного показателя (основные средства, дебиторская задолженность, запасы, денежные средства и т.д.). Данный анализ позволяет оценить, какова структура активов, чем они в большей степени сформированы.
Тот же анализ проводят и с капиталом и пассивами, поскольку он дает возможность понять, за счет чего и в каких пропорциях профинансирован бизнес.
Так, например, если вертикальный анализ в определенном периоде показывает высокую долю краткосрочных заемных средств в структуре пассивов, это является важным сигналом о возможной опасности для того, кто принимает решения в части финансов.
Похожая ситуация и с анализом структуры отчета о прибылях и убытках. Важно понимать, за счет чего выручка компании преобразуется в чистую прибыль. Вертикальный анализ позволяет это сделать. С его помощью можно оценить, какую долю занимает себестоимость в выручке, или определенный вид затрат в составе самой себестоимости. Показатель рентабельности продаж является результатом вертикального анализа, поскольку показывает, какова доля чистой прибыли в выручке компании.
Умелое сочетание вертикального и горизонтального анализа позволяет оценить изменение структуры того или иного показателя в течение нескольких периодов.
Например, можно отслеживать изменение структуры запасов в составе активов за несколько лет, или структуру заемных средств компании в течение нескольких периодов.
Рост запасов в структуре активов без значительного роста выручки, например, говорит о замедлении их оборачиваемости и о постепенном затоваривании склада. Это часто приводит к заморозке средств в оборотном капитале, что, несомненно, пагубно влияет на финансовое состояние компании.
Изменение структуры долга в сторону краткосрочных заемных средств также может грозить возможным банкротством, поскольку высокая доля «коротких долгов» в структуре заимствований требует наличия высоколиквидных активов (остатки на счетах, краткосрочные финансовые вложения и т.д.) в пропорциональном объеме. При этом, в российской практике малого бизнеса довольно редка ситуация, когда у компании много высоколиквидных активов.
Таким образом, вертикальный анализ в совокупности с горизонтальным анализом позволяют очень комплексно подходить к «чтению» финансовой отчетности, что дает неоспоримые преимущества при анализе собственного финансового состояния и состояния потенциального контрагента.