Финансовое моделирование. Исходные данные.

В подавляющем большинстве случаев, исходные данные — это продукт совместной деятельности Заказчика (того, кому нужна финмодель) и Исполнителя (того, кто ее составляет).

Так как, во-первых, у Заказчика в любом случае должны быть специалисты и профессионалы, которые имеют свое видение работы предприятия и которые будут в дальнейшем непосредственно работать в организации, а во-вторых, Заказчик должен сам принять и согласиться с исходными данными, дабы потом, с одной стороны, не возникало вопросов, откуда что взялось, а с другой стороны, все-таки непосредственно на нем в дальнейшем будет лежать ответственность за достижение плановых показателей.

С другой стороны, каких-то данных непосредственно у Заказчика может не быть/он может в них сомневаться и тогда уже Исполнитель со своим опытом в отрасли может что-то подсказать, предложить аналоги, найти информацию в своих источниках. Но в любом случае, все исходные данные должны быть согласованы Заказчиком и Исполнителем, они должны оба согласиться с адекватностью цифр.

Это если мы говорим о среднем/крупном бизнесе и предприятии.

Если говорить о малом бизнесе, вроде открытия палатки-магазина, частной мастерской, парикмахерской и т.п., то есть о ситуации, где Заказчик и Исполнитель вполне могут быть одним и тем же лицом, заинтересованным в том, чтобы адекватно оценить потенциал фирмы, то здесь все и проще, и сложнее одновременно.

Проще — потому что ни с кем ничего согласовывать не нужно, сложнее — потому что все надо искать самому. Ну в самом деле, разве можно «с бухты-барахты» взять и открыть парикмахерскую, не понимая и не зная, какая будет арендная плата за помещение, сколько будут стоить шампуни и как быстро они будут расходоваться, сколько запросят парикмахеры в качестве оклада, и прочих важных моментов, которые в любом случае нужно будет в итоге не только просчитать, но и организовать, закупить, договориться и т.д.?

Откуда взять информацию об арендной ставке и стоимости шампуня? Там же, где Вы будете/планируете арендовать помещение и закупать шампунь.

Как понять, что все изучено и ничего не забыто? Для этого нужны друзья/знакомые/специальные фирмы, у которых есть опыт в соответствующем бизнесе и которые что-то могут подсказать.

Опять-таки, если у Вас нет необходимого опыта в бизнесе, по которому будет строиться финмодель, то без таких друзей/знакомых/фирм будут сложности не только и не столько в составлении ФЭМ, сколько в организации самой фирмы и ее деятельности.

Далее хочется затронуть еще один важный и даже дискуссионный момент — как прогнозировать цены, инфляцию и все тому подобное. Существует несколько подходов к такому прогнозированию в целях построения финансово-экономической модели предприятия.

Первый и самый простой — не прогнозировать, а просто использовать сложившиеся на данный момент цены. Этот подход не только имеет место быть, но активно используется. Идея такого подхода довольно проста — во-первых, если инфляция затрагивает цены на ресурсы, то она также должна отразиться на ценах на конечную продукцию, оставляя маржинальность предприятия более или менее постоянной. Во-вторых, сама по себе возможность и реалистичность долгосрочного прогнозирования цен на ресурсы, на курсы валют и т.д. довольно спорная. Если понаблюдать за поведением и прогнозами аналитиков, то можно заметить довольно простую тенденцию: они прогнозируют рост цен, когда цены растут и прогнозируют дальнейшее падение, когда они падают. На эту тему еще у Роберта Хэгстрома есть мысли и исследования в книге «Инвестирование: последнее свободное искусство». Если учесть низкую капитализацию наших (в России и СНГ) финансовых рынков, высокую законодательную нестабильность, высокую зависимость макроэкономики от цен на один ресурс, то вероятность спрогнозировать все эти движения рынков снижается дополнительно. Это не означает, что прогнозировать ничего не надо в принципе. Просто делать это нужно «без фанатизма» и понимать, для чего это делается в каждом конкретном случае.

Второй вариант — использовать прогнозы, выложенные в открытый доступ — Всемирный Банк, МВФ и прочие организации много чего прогнозируют и если уж основываться на чьем-то мнении, то лучше, чтобы это было мнение кого-то известного и авторитетного.

Третий вариант — нанять специализированную фирму, купить прогноз, либо же спрогнозировать с использованием «экспертного мнения» — тут уже кто во что горазд, сколько денег хочется потратить и т.д.

Единственное, на что особо хочется обратить внимание во втором и третьем варианте — если уж мы используем, например, инфляцию по затратам (полагая, что цены на ресурсы будут расти) не забывайте и о росте дохода — иначе чем длиннее период планирования, тем хуже будут вырисовываться дела у предприятия, что, как правило, нелогично.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *