Финансовые взаимодействия в группе компаний и холдинге

На одном из ресурсов, где размещены мои статьи по финансовой тематике, мне был задан вопрос следующего содержания.

Вопрос «в редакцию»

Подскажите, пожалуйста, можно ли рассчитать, сколько постоянно должно быть на расчетном счету фирмы денежных средств, чтобы избежать кассовых разрывов? Мы, в принципе, понимаем все постоянные и переменные расходы, но есть одно «но»: мы входим в группу компаний. Т.е. в нашей фирме деньги есть: приходы постоянные, маржинальность хорошая, но как только приходят деньги от клиентов, финансовый директор группы компаний, в которую мы входим, распределяет их, обосновывая это тем, что, деньги не должны бездействовать, финансирование имеет свою стоимость, и т.д. Но в итоге все время происходят ситуации, когда денег на счету не хватает на операционную деятельность и приходится долго согласовывать и ждать возврата денег в фирму. Бывает, что ждем очень долго, т.к. и у группы компаний денег на счетах нет. Могу ли я как-то рассчитать сумму на счету, ниже которой нельзя «опускаться»? То есть, допустим, три миллиона, за них буду биться с финдиром группы компаний…

Ответ

Вопрос не только и не столько столько в расчетах, как я понимаю.
Рассчитать нужный остаток можно, хотя это будет не фиксированная сумма, как Вы предположили, т.к. бизнес наверняка имеет некоторую сезонность, постоянные изменения в номенклатуре, да и производственный цикл имеет значение.

Чтобы понять, сколько должно быть денег на счету в тот или иной момент времени, нужно спрогнозировать ДДС (движение денежных средств). В зависимости от длительности производственного цикла, шаг планирования может отличаться, но, обычно можно начать с годового планирования ДДС с помесячной разбивкой. Заложив в прогноз условия расчетов с поставщиками и покупателями, Вы можете увидеть периоды, в которых ожидается наименьший остаток на счетах — от этого периода и нужно «раскручивать назад», т.е. именно в этом периоде обеспечить остаток на счетах выше нуля, тогда и минимальные остатки предшествующих месяцев будут понятны.
Приведу пример. Фирма производит что-то в течение трех месяцев, с января по март, ежемесячные затраты по 100 тысяч, оплата от покупателя приходит в начале апреля. Получается, что в конце марта (прямо перед тем, как заплатит покупатель) остаток должен быть хотя бы «0» (чтобы избежать кассового разрыва). Значит, в конце февраля остаток должен быть хотя бы 100 тысяч (на покрытие расходов марта), а в конце января — 200 тысяч. Соответственно, в начале января на покрытие всех расходов за 3 месяца нужно, чтобы остаток был не меньше 300 тысяч.

Но это мы рассмотрели общий случай, отдельной компании. В Вашем случае речь идет о группе компаний, поэтому есть некоторые оговорки:

  1. финансовый директор, который «отнимает» у вас деньги, в общем-то, прав. Перераспределять средства внутри компании гораздо дешевле, чем привлекать внешнее финансирование. Собственно, это один из эффектов синергии в холдинговых структурах. Так что «отъем денег» в группе компаний — это неизбежность, смиритесь с ней:)
  2. необходимо наладить и регламентировать взаимодействие внутри холдинга и финансовую дисциплину всей группы компаний. Это значит, что, с одной стороны, Вы должны понимать собственную потребность в деньгах в каждом периоде и траслировать эти планы финдиректору, а с другой — финансовый директор должен консолидировать планы всех фирм в группе, чтобы понимать общую потребность в финансировании и не допускать кассовых разрывов как во всей группе, так и в отдельных фирмах холдинга.

Есть еще один нюанс: неплохо было бы понимать, насколько ваша фирма «доходна» относительно других юрлиц холдинга. Очевидно, что чем больше денег вы приносите всей группе, тем больше можете требовать: например, диктовать свои условия по возможности изъятия денег из вашего оборота. Грамотный финансовый директор и руководитель никогда не будет урезать финансирование приносящей доход фирмы (нельзя резать курицу, несущую золотые яйца). Поэтому в Вашей ситуации есть два варианта истинной причины проблем:

  1. ваше юрлицо не является наиболее важным в группе (т.е. приносит гораздо меньший доход, чем другие проекты холдинга);
  2. финансовый директор группы компаний обладает недостаточным профессионализмом для управления денежными потоками внутри холдинговой структуры.

Первая проблема может быть решена путем грамотной оптимизации затрат, вторая решается обучением и повышением квалификации финансового директора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *