Любой человек, начинающий свой бизнес, понимает, что «из неоткуда» деньги не зарабатываются — чтобы бизнес заработал, в него надо что-то вложить. Через какое-то время, при удачном стечении обстоятельств, бизнес сам начнет приносить деньги его собственнику. Но иногда бывает так, что вроде бы и обороты достаточно большие и дела идут в целом неплохо, но на развитие бизнеса (или на новый проект, например) нужно найти еще денег. Какие есть варианты, откуда профинансировать развитие действующего или старт нового бизнеса?
Внутренние источники финансирования фирмы
Первый и самый очевидный источник финансирования бизнеса — это акционерный капитал, или, иными словами, вложения собственников. На старте любого дела это практически единственный и самый популярный источник денег. Но, само собой, он ограничен количеством свободных средств в кармане у владельца. Поэтому чем быстрее удастся «соскочить с иглы» вливания собственных денег в бизнес, тем лучше (иначе есть риск никогда не остановиться).
Деньги инвестора. Этот вариант, в общем, схож с предыдущим, т.к. за деньги, которые инвестор отдает на старт и/или развитие бизнеса, он забирает себе долю в фирме и, соответственно, часть от будущих прибылей. Но, тем не менее, бывает очень полезно разделить риски и финансовое бремя на старте бизнеса с партнерами.
Постепенно, с развитием фирмы, когда у нее появляется прибыль, эту прибыль можно не только полностью выводить себе в карман на машины и поездки на Мальдивы, но (и это полезнее всего в долгосрочной перспективе) оставлять в фирме на развитие. Чем больше предприниматель будет оставлять прибыли в бизнесе, тем быстрее он будет расти — все просто.
Внешние источники финансирования фирмы
Кроме внутренних источников финансирования, существуют также варианты за пределами самой фирмы, где она может найти деньги на свое развитие. Это кредиты и займы, но они бывают очень разными.
Классический банковский кредит — самый известный и популярный вариант внешнего финансирования, т.к. благодаря банковскому кредитованию можно привлечь очень большой объем денежной массы в бизнес. Но главный минус этого варианта — банки, как правило, не выдают кредиты без залогов, что делает практически невозможным его получение для многих предпринимателей.
Поэтому существует также овердрафт — по сути тот же кредит, но довольно краткосрочный, предназначенный, в основном для покрытия кассовых разрывов в фирме. Овердрафты, как правило беззалоговые, т.к. открываются в том же банке, в котором у фирмы открыт расчетный счет и банк, видя ежемесячные обороты на счету, может быть уверен в возвратности выданных о овердрафту денег. Правда, проблема в том, что и кредиты и овердрафты обычно довольно дорогие продукты.
Немного снизить стоимость привлечения денег иногда возможно, если обратиться к друзьям, знакомым или родственникам, с которыми можно договориться о предоставлении частных, небанковских займов. Условия займов в таком случае обговариваются индивидуально и в некоторых случаях могут быть даже беспроцентными.
Не стоит также забывать о так называемом «товарном кредите» — это, по сути, сумма всех авансов от Ваших клиентов и задолженность перед Вашими поставщиками. Если выстроить взаимоотношения с покупателями и поставщиками так, чтобы первые Вам платили заранее, а вторым Вы уже платили с отсрочкой, то таким образом можно очень удачно увеличить объем денег в бизнесе, не прибегая к дорогостоящему внешнему финансированию или собственному кошельку предпринимателя.