Однажды я работал финансовым директором в группе компаний, которая занималась торговлей промышленным оборудованием.
Компании в группе не были юридически аффилированы, но собственнику было важно понимать, сколько всего зарабатывает и какими темпами развивается его бизнес. Из бухгалтерской отчетности нельзя было однозначно получить ответы на эти вопросы.
Он поставил мне задачу разработать сводные формы бюджетов (ОПУ и ДДС) по всем компаниям в составе управленческой отчетности.
Я начал с формирования сводного ДДС, а затем построил все прочие формы.
Когда в группе несколько компаний, самым сложным является учет сделок и оборотов между ними. А точнее, «изъятие» этих оборотов из состава отчетности.
Например, компании, входящие в группу могут продавать друг другу различные товары, могут выдавать друг другу займы и т.д.
Такие операции внутри консолидированной (сводной) отчетности группы необоснованно увеличили бы обороты, кредитные портфели и т.д.
Таким образом, в первую очередь, при составлении сводной отчетности, необходимо исключать из расчетов внутригрупповые обороты.
Кроме того, сводная отчетность предполагает меньший уровень детализации, чем управленческая отчетность каждой из компаний.
Иными словами, нет необходимости в том, чтобы детализировать, например, структуру продаж каждой компании, достаточно сформировать адекватную группировку по направлениям деятельности так, чтобы эти направления могли присутствовать у всех компаний.
Само собой, для того, чтобы быстро и корректно формировать сводную отчетность по группе, отчетность компаний, входящих в нее должна вестись единообразно. То есть, она должна не только формироваться в одинаковых шаблонах учета, но и должна иметь идентичные принципы учета и группировки по статьям затрат.
Иными словами, если какую-либо операцию в одной компании Вы отнесли к одной группировке, то и во всех других компаниях группы схожая операция должна относиться к той же группировке.
Вот, в принципе, и все первостепенно важные правила формирования сводной отчетности по группе компаний.
Вести ее можно не каждый день, а собирать, например, раз в декаду или раз в месяц. Это достаточный период для оценки динамики развития группы компаний.