Показатели рентабельности

Рентабельность – это, пожалуй, самый часто используемый в бизнес-лексиконе термин. При правильном подходе, он может многое рассказать об эффективности работы фирмы, особенно в сравнении с конкурентами.

Рентабельность – это даже не один коэффициент или показатель, а целая группа расчетных величин. Однако, к сожалению, чаще оказывается, что предприниматели начинают обсуждать рентабельность (и даже хвалиться ее уровнем), не совсем понимая, о чем они говорят.

В общем виде, рентабельность – это коэффициент, рассчитываемый как отношение прибыли к выручке, активам или капиталу фирмы. Уже понятно, что, во-первых, вариантов «рентабельности» может быть очень много (т.к. и прибыль можно использовать разную – чистую, операционную, валовую и т.д., и активы могут быть различными), а во-вторых, каждый из них по-своему характеризует эффективность компании. Наиболее популярные и часто используемые коэффициенты:

  1. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ = ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА. Показывает долю операционной прибыли в каждом заработанном (вырученном) рубле;
  2. ВАЛОВАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / ВЫРУЧКА. Показывает долю валовой прибыли в каждом заработанном рубле, или, иными словами, насколько цена продукции превышает ее себестоимость.
  3. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО EBITDA = EBITDA / ВЫРУЧКА. Показывает долю «грязной прибыли» в выручке.
  4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / АКТИВЫ. Показывает эффективность управления компанией своим имуществом: какую прибыль получит компания на каждый вложенный в нее рубль (вне зависимости от того, кто именно вложил этот рубль – акционер или кредитор).
  5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ. Показывает эффективность управления деньгами, которые вложены в компанию ее собственником (не учитывая денег, вложенных прочими кредиторами).

Можно заметить, что во всех коэффициентах рентабельности используются либо только интервальные показатели, либо интервальные вместе с моментными.

Следовательно, важный вывод, который нужно сделать и запомнить: рентабельность рассчитывается за некоторый промежуток времени (обычно – год). Особенно важно это понимать, оперируя, например, показателем «рентабельность активов» — если сумма активов в течение года оставалась примерно одинаковой, то очевидно, что рентабельность, рассчитанная за целый год будет примерно вчетверо ниже рентабельности за каждый квартал этого года.

Об этом нужно помнить, когда показатели рентабельности будут сравниваться с аналогичными показателями других фирм – сравнивать можно только показатели за аналогичный по длительности период времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *