Зачем нужен раздельный учет?

Мы уже много говорим об управленческом учете. Для всех читателей моего блога должно быть очевидно, что внедрять управленческий учет критически важно для развития бизнеса.

Однако важно не просто внедрить «управленку», но и настроить ее так, чтобы она давала максимум информации об эффективности деятельности компании при минимуме усилий и затрат на ее ведение.

Иными словами, Вы можете посадить десяток экономистов, которые соберут Вам в аналитических таблицах тонны информации, которую нужно будет проанализировать и переварить, приняв на ее основе правильные управленческие решения.

Вероятно, это хороший путь, даже логичный. Но для малого бизнеса крайне затратный. Содержать 10 «лишних» бойцов в штате — крайне дорого для компании с годовыми оборотами до миллиарда рублей.

Конечно, крупный бизнес содержит целые армии экономистов, финансистов и бухгалтеров, но у них есть для этого финансовые ресурсы и потребность.

Малому бизнесу же нужно обходиться малыми силами, пока он растет. Поэтому, сбор и обработка информации должна быть максимально быстрой и простой. А информацию нужно собирать и анализировать не всю, а только самую важную.

Так, при анализе эффективности деятельности компании, которая занимается продажей нескольких продуктов, важно понимать, сколько она зарабатывает всего. Но не менее важно понимать, сколько она зарабатывает с каждого продукта или с каждой сделки.

Если у Вас несколько продуктов, то Вы, наверняка, продаете их с разной маржинальностью. Более того, некоторые бизнесы предполагают продажу некоторых позиций из своей товарной группы «в ноль» или даже с убытком, для того, чтобы войти на какой-то рынок, закрепиться на нем и покрыть нерентабельные сделки с помощью маржи от других продуктов.

Это довольно распространенная ситуация в сегодняшней экономической реальности. Но компании, которые делают подобные вещи, должны очень хорошо понимать, сколько заработают на том, что будут продавать часть товаров с убытком.

В таких ситуациях критически необходимо считать не просто общую маржинальность бизнеса за какой-то период, но и маржинальность каждой сделки.

Сделать это довольно просто:

  1. Определяем конкретную сделку (обычно по спецификации или заказу).
  2. Рассчитываем плановую стоимость продажи. Это делается на основе разных методов, но чаще используется затратный (ресурсный метод), когда считаются все затраты, которые понесет компания на закупку и реализацию конкретной продукции по сделке, и к этому прибавляется маржа.
  3. При расчете всех затрат на совершение сделки важно учесть ВСЕ перевменные издержки (это издержки, которые напрямую связаны с данной сделкой).
  4. Если Вы ведете бизнес давно, то у Вас должна быть статистика доли общехозяйственных (постоянных) затрат в общей структуре затрат.
  5. К переменным издержкам по конкретной сделке прибавляем плановую маржинальность (обычно в процентах сверх переменных затрат).
  6. ВАЖНО! Эта маржинальность должна перекрывать по размеру долю общехозяйственных затрат (то есть, если у Вас размер общехозяйственных затрат составляет 30% в общей структуре затрат, то Ваша плановая маржа никак не может быть меньше этой доли, иначе Вы работаете в убыток).
  7. После получения плановой стоимости сделки для Вас и для Вашего клиента (в его случае это цена закупки товара у Вас), сравниваем эти показатели с фактически полученными значениями.
  8. Если разница в марже положительная — Вы заработали больше. Если отрицательная, Вы плохо рассчитали сделку и недополучили прибыль.

Такие формы расчета нужно готовить к КАЖДОЙ сделке, если Вы торгуете штучным товаром или услугой. Если у Вас потоковые продажи, Вы должны составить адекватный прайс, по которому Вы торгуете. Этот прайс необходимо актуализировать и четко понимать, по какому продукту какая у Вас плановая и фактическая маржа.

В этом и состоит суть раздельного управленческого учета по продуктам и сделкам. Есть еще раздельный учет по переделам производства или структурным подразделениям. Строится аналогично, но с поправкой на то, что некоторые переделы или подразделения не могут быть прибыльными в принципе (например, бухгалтерия, снабжение и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *